|
Ольга ЖУРАКОВСКАЯ
Мой взгляд упал на Васильевский остров из-за спины одного из сторожевых львов, что на Елагином (в ЦПКиО). Я ахнула – безбрежности залива как небывало! Грозные, что «линкоры», высотки стояли серой эскадрой. От усталости после проведенного фестиваля «Встречи на Елагином» и от увиденного у меня просто опустились руки. Захотелось увидеть тот, прежний Васильевский: уютный, как старое, хорошо скроенное пальто – на все сезоны. А, может, ещё увидеть и те незабываемые лица: отдохнуть на них. Устав, я так раньше забавляла себя. Жила я на Марсовом поле, затем на Невском. Теперь таких лиц там - увы! – нет. Выхолостили. Знаю, что на Васильевском сохранился один из «аборигенов» наших! Итак, еду к давнему знакомому, композитору Абраму Григорьевичу Юсфину и его жене Татьяне… Отдохну. Он композитор и музыковед, член Союза композиторов Санкт-Петербурга и России, автор симфонических и камерных произведений, музыки театра и кино, работ посвящённых теории и истории музыки, музыкальной социологии и психологии, музыкотерапии и биоэнергетики музыки. 35 лет возглавляет клуб любителей музыки «Интервал» - музыкальное братство, творческую ассоциацию «Мелос» в Союзе композиторов. Рассказчик и человек интереснейший: с мистическим видением города, жизни. Люди, которым не свойственны мистические видения (по В. Набокову) – немного больны. Наш любимый центр заселён теперь нездоровыми новыми взрослыми людьми. Но их тоже можно причислить к изгнанникам. Взрослые – это изгнанники из детского рая! А через него мы чувствуем мир иначе. Если же мы утратим это впечатление – вот тогда и мы изгнанники. Не беда, что нас вытеснили (в который раз уже) с родных мест, а беда для города, молодёжи. Интеллигентность не передаётся по «TV» - только вживую, только через встречу, личный пример. В 1930 году Корней Иванович Чуковский говорил, что время для нас хорошо тем, что не даёт зажиреть… Особенно настоящим музыкантам (учёным, учителям и т.д…) Им, завидуя, не дают хода. Но они счастливые люди, откровенны в разрешении основной жизненной задачи. Счастливые почему-то не вызывают у меня зависти. Всевышний помогает им прожить, подбрасывая сверху новую идею, формулу, музыкальную тему и т.д. Для А. Г. Юсфина – идею сочинительства личной песни. Уже есть личные песни для В. Путина, Дж. Буша, Г. Каспарова, академика Ж. Алферова. Но ваша, читатель, песня ещё не спета. Для этого необходимы: 1) ФИО. 2) Дата и место рождения. 3) Данные по тесту Лю-шера (расположить цвета: красный, жёлтый и т.д, в порядке от более к менее нравящимся) – и вскоре она будет вашей. Ваши глубинные свойства, черты, надежды будут воплощены в музыке: личной песне для Вас. Не зря в отзывах Сергей С. (37 лет) написал: «Стоило мне заполучить личную песню, как я, неожиданно для себя, открыл с ней такого, о котором и не догадывался ранее: сильного, умного, уверенного в себе..» Великий русский учёный и богослов Павел Флоренский отмечал, что имя «… предопределяет личность человека, и намечает идеальные границы его жизни». Не зря раньше давали имя по Святцам с благими намерениями. Бывали случаи: люди меняли имя, и тогда оно – «исправленное» меняло человека и судьбу его. У целого ряда народов (Сибири, Севера, к примеру) на имя был свой личный, никем другим не исполняемый музыкальный знак: его жизненная опора. Да, бывают в жизни печаль, грусть... Их, как недуг, надо лечить. В том числе и своей песней. Силён тот, кто ощутил отчаяние и победил его. Автору личных песен с детства был дан дар: видеть звук, слышать цвета и формы. Это свойство называют синопси-ей. Им обладали некоторые художники, композиторы: В.Кандинский, А.Скрябин, Ф.Лист, Н.Римский-Корсаков. Абрам Григорьевич с превеликим удовольствием, хотя это требует большой работы, будет создавать эти песни. Пусть они будут оберегом! Профессия больше всего похожа на любовь, а в ней каждый имеет то, что он заслуживает! Не случайно этот большой человек живёт у горлышка залива на Большом проспекте, в большой квартире, с любимой женой Танечкой. Есть и лю-бимая теща Валентина Ивановна. Именно она решила долго мучавший зятя вопрос поиска родных одной школьницы – поэтессы, рано ушедший из жизни – Светы Липиной. Валентина Ивановна нашла её маму в редакции газеты «Вечерний Петербург»… Абрам Григорьевич на стихи Светланы написал сюиту, которая впервые была исполнена на одном из концертов фестиваля «Музыкальная весна -2005», проходившем в петербургском Доме композиторов. После концерта, всё ещё находясь под впечатлением, я направлялась к выходу и случайно услышала реплику из разговора двух дам: «Представляю сколько денег содрал композитор с несчастной матери…» Я, как человек неравнодушный, вступилась за композитора и рассказала им удивительную историю сюиты, почти мистическую… Однажды к Абраму Григорьевичу подошёл странный человек и произнес не менее странную фразу: «Это для Вас!». С этими словами он достал из сумки и вручил композитору детскую газету «Пять углов» со стихами школьницы. Они заинтересовали композитора своей недетской серьёзностью в выражении чувств. Я помню, как вздрогнула на концерте, услышав: «Что мне эта встреча…?!» Состояние любви, цвет её распустившегося цветка потряс меня и, думаю, весь зал! «Тревога наполнила сердца, услышав, как бьётся заблудившийся пульс.» (Д.Хармс) Композитор откликнулся на порыв, вернул имя девочки из небытия, вернул её матери и нам…. Это ли не чудо? Сейчас, научились сочинять музыку, и не плохо - не имея мыслей, композиторы участвуют не в своём деле. А своё дело в стороне лежит и выветривается. Оно настолько выветрилось от мыслей, пафоса, от нетерпимости, что за него предлагают взяться… Литературовед Б.В. Шкловский писал, что время не может быть виновато. Человек сам виноват, что у него нет мыслей. Вот и сейчас нужно нажать на важную тему, и силой распахнутся входы в высокую музыку. Музыкальный вкус – это наша эстетическая совесть. Она помогает человеку обойтись без скуки, халтуры, лжи. Велик универсальный язык человечества. В последнее время А.Г. Юсфин не зря обратился к Даниилу Хармсу. А.А. Ахматова говорила, что его стихи имеют отношение к жизни, как заклинания. И великая А. Цветаева написала, что «разъяснять ребёнку ничего не нужно, ребёнка нужно заклясть…» Абрам Григорьевич один из первых, кто стал заниматься музыкой для беременных, вопросом перинатальной психологии. Более 10 лет он участвует в конференциях на эту тему. Есть и книга «Музыка – сила жизни». Скоро будет закончена новая программа – мелограмма – музыка для беременных, (точнее, для плода). Такая музыка способствует активизации интеллекта будущего ребенка. В итоге рождённые дети – более спокойные, более терпеливые к любому чужому мнению, уверенно чувствуют себя в социуме. Так же, как и мелограмма, личная песня стимулирует человека сохранить жизненное равновесие, реализовать себя как уникальную, неповторимую личность.... У меня хранится запись занимательнейшего рассказа А.Г.Юсфина о старинных наших дворах, их обитателях, и о легендарном Вольфе Мессинге. Весьма кстати он был рассказан в Публичной библиотеке на литературном вечере «Тайна огненных профилей», посвященном новому, придуманному мною петербургскому мифу. («Невский Альманах» №6, 2006). Было много приглашенных, но я боялась, что из-за студеной погоды кто-то не придет. Пришли почти все. И, несмотря на крепкий февральский мороз, явились Абрам Григорьевич вместе с главным редактором журнала «Невский альманах» Владимиром Скворцовым. Скажите мелочь?! Но она составляет подлинную картину нашей жизни. В июне М. Шемякин, выступая по каналу «Культура» сказал, что не надо осуждать, свойственный петербуржцам, душевный порыв: зачем кто-то вышел на сцену? Что он будет с этого иметь?! Порыв души цены не имеет! Серафим Вырицкий говорил, что наш век – век осуждения: все друг друга будут обвинять. Однако ни разу я не услышала от Абрама Григорьевича ни одного обвинения ни в чей адрес. Его поступки всегда адекватны, тактичны, дух – мажорен и жизнеутверждающ. За видимой простотой – тонкая ирония, глубокая грусть, интеллигентность. Какой же он интересный, не банальный! Абрам Григорьевич как хорошо настроенный рояль: на нем все можно сыграть. Его не спутаешь ни с кем. И при любых обстоятельствах ему всегда удобно и хорошо, он всегда спокоен и доброжелателен. Долгой жизнью своей, своим вкладом в музыкальную сокровищницу Абрам Григорьевич доказал, что «по истории нельзя ходить как по новой земле». А по музыке – можно!
г. Санкт-Петербург
( вернуться к содержанию номера )
|