5 (42) 2008
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

 

 

 

Ольга ЖУРАКОВСКАЯ

 

 

 

 

Мой взгляд упал на Васильевский остров из-за спины одного из сторожевых львов, что на Елагином (в ЦПКиО). Я ахнула – безбрежности залива как небывало! Грозные, что «линкоры», высотки стояли серой эскадрой. От ус­талости после проведенного фестиваля «Встречи на Елагином» и от увиденного у меня просто опустились руки.

Захотелось увидеть тот, прежний Ва­сильевский: уютный, как старое, хоро­шо скроенное пальто – на все сезоны. А, может, ещё увидеть и те незабываемые лица: отдохнуть на них. Устав, я так рань­ше забавляла себя.

Жила я на Марсовом поле, затем на Невском. Теперь таких лиц там - увы! – нет. Выхолостили. Знаю, что на Ва­сильевском сохранился один из «або­ригенов» наших! Итак, еду к давнему знакомому, композитору Абраму Григо­рьевичу Юсфину и его жене Татьяне… Отдохну.

Он композитор и музыковед, член Союза композиторов Санкт-Петербурга и России, автор симфонических и камер­ных произведений, музыки театра и кино, работ посвящённых теории и истории музыки, музыкальной социологии и пси­хологии, музыкотерапии и биоэнергети­ки музыки. 35 лет возглавляет клуб люби­телей музыки «Интервал» - музыкальное братство, творческую ассоциацию «Ме­лос» в Союзе композиторов. Рассказчик и человек интереснейший: с мистическим видением города, жизни. Люди, которым не свойственны мистические видения (по В. Набокову) – немного больны.

Наш любимый центр заселён теперь нездоровыми новыми взрослыми людь­ми. Но их тоже можно причислить к из­гнанникам. Взрослые – это изгнанники из детского рая!

А через него мы чувствуем мир ина­че. Если же мы утратим это впечатление – вот тогда и мы изгнанники. Не беда, что нас вытеснили (в который раз уже) с род­ных мест, а беда для города, молодёжи. Интеллигентность не передаётся по «TV» - только вживую, только через встречу, личный пример.

В 1930 году Корней Иванович Чуков­ский говорил, что время для нас хорошо тем, что не даёт зажиреть… Особенно настоящим музыкантам (учёным, учите­лям и т.д…) Им, завидуя, не дают хода. Но они счастливые люди, откровенны в разрешении основной жизненной зада­чи. Счастливые почему-то не вызывают у меня зависти. Всевышний помогает им прожить, подбрасывая сверху новую идею, формулу, музыкальную тему и т.д. Для А. Г. Юсфина – идею сочинительства личной песни.

Уже есть личные песни для В. Путина, Дж. Буша, Г. Каспарова, академика Ж. Ал­ферова.

Но ваша, читатель, песня ещё не спе­та. Для этого необходимы: 1) ФИО. 2) Дата и место рождения. 3) Данные по тесту Лю-шера (расположить цвета: красный, жёл­тый и т.д, в порядке от более к менее нра­вящимся) – и вскоре она будет вашей.

Ваши глубинные свойства, черты, надежды будут воплощены в музыке: личной песне для Вас. Не зря в отзывах Сергей С. (37 лет) написал: «Стоило мне заполучить личную песню, как я, неожи­данно для себя, открыл с ней такого, о ко­тором и не догадывался ранее: сильного, умного, уверенного в себе..»

Великий русский учёный и богослов Павел Флоренский отмечал, что имя «… предопределяет личность человека, и намечает идеальные границы его жизни». Не зря раньше давали имя по Святцам с благими намерениями. Бывали случаи: люди меняли имя, и тогда оно – «исправ­ленное» меняло человека и судьбу его. У целого ряда народов (Сибири, Севера, к примеру) на имя был свой личный, никем другим не исполняемый музыкальный знак: его жизненная опора. Да, бывают в жизни печаль, грусть... Их, как недуг, надо лечить. В том числе и своей песней. Силён тот, кто ощутил отчаяние и победил его.

Автору личных песен с детства был дан дар: видеть звук, слышать цвета и формы. Это свойство называют синопси-ей. Им обладали некоторые художники, композиторы:

В.Кандинский, А.Скрябин, Ф.Лист, Н.Римский-Корсаков. Абрам Григорьевич с превеликим удовольствием, хотя это тре­бует большой работы, будет создавать эти песни. Пусть они будут оберегом!

Профессия больше всего похожа на любовь, а в ней каждый имеет то, что он заслуживает! Не случайно этот большой человек живёт у горлышка залива на Большом проспекте, в большой кварти­ре, с любимой женой Танечкой. Есть и лю-бимая теща Валентина Ивановна. Именно она решила долго мучавший зятя вопрос поиска родных одной школьницы – поэ­тессы, рано ушедший из жизни – Светы Липиной. Валентина Ивановна нашла её маму в редакции газеты «Вечерний Пе­тербург»…

Абрам Григорьевич на стихи Светланы написал сюиту, которая впервые была ис­полнена на одном из концертов фестиваля «Музыкальная весна -2005», проходившем в петербургском Доме композиторов. Пос­ле концерта, всё ещё находясь под впечат­лением, я направлялась к выходу и случай­но услышала реплику из разговора двух дам: «Представляю сколько денег содрал композитор с несчастной матери…»

Я, как человек неравнодушный, всту­пилась за композитора и рассказала им удивительную историю сюиты, почти мистическую… Однажды к Абраму Гри­горьевичу подошёл странный человек и произнес не менее странную фразу: «Это для Вас!». С этими словами он достал из сумки и вручил композитору детскую га­зету «Пять углов» со стихами школьницы. Они заинтересовали композитора своей недетской серьёзностью в выражении чувств. Я помню, как вздрогнула на кон­церте, услышав: «Что мне эта встреча…?!» Состояние любви, цвет её распустившего­ся цветка потряс меня и, думаю, весь зал! «Тревога наполнила сердца, услышав, как бьётся заблудившийся пульс.» (Д.Хармс)

Композитор откликнулся на порыв, вернул имя девочки из небытия, вернул её матери и нам…. Это ли не чудо?

Сейчас, научились сочинять музыку, и не плохо - не имея мыслей, композиторы участвуют не в своём деле. А своё дело в стороне лежит и выветривается. Оно на­столько выветрилось от мыслей, пафоса, от нетерпимости, что за него предлагают взяться…

Литературовед Б.В. Шкловский писал, что время не может быть виновато. Человек сам виноват, что у него нет мыслей. Вот и сейчас нужно нажать на важную тему, и силой распахнутся входы в высокую му­зыку. Музыкальный вкус – это наша эсте­тическая совесть. Она помогает человеку обойтись без скуки, халтуры, лжи. Велик универсальный язык человечества.

В последнее время А.Г. Юсфин не зря обратился к Даниилу Хармсу.

А.А. Ахматова говорила, что его стихи имеют отношение к жизни, как заклина­ния. И великая А. Цветаева написала, что «разъяснять ребёнку ничего не нужно, ребёнка нужно заклясть…»

Абрам Григорьевич один из первых, кто стал заниматься музыкой для бере­менных, вопросом перинатальной психо­логии. Более 10 лет он участвует в конфе­ренциях на эту тему. Есть и книга «Музыка – сила жизни». Скоро будет закончена новая программа – мелограмма – музы­ка для беременных, (точнее, для плода). Такая музыка способствует активизации интеллекта будущего ребенка. В итоге рождённые дети – более спокойные, бо­лее терпеливые к любому чужому мне­нию, уверенно чувствуют себя в социуме.

Так же, как и мелограмма, личная пес­ня стимулирует человека сохранить жиз­ненное равновесие, реализовать себя как уникальную, неповторимую личность....

У меня хранится запись заниматель­нейшего рассказа А.Г.Юсфина о старин­ных наших дворах, их обитателях, и о легендарном Вольфе Мессинге. Весьма кстати он был рассказан в Публичной библиотеке на литературном вечере «Тайна огненных профилей», посвящен­ном новому, придуманному мною петер­бургскому мифу. («Невский Альманах» №6, 2006). Было много приглашенных, но я боялась, что из-за студеной погоды кто-то не придет.

Пришли почти все. И, несмотря на крепкий февральский мороз, явились Абрам Григорьевич вместе с главным редактором журнала «Невский альма­нах» Владимиром Скворцовым. Скажите мелочь?! Но она составляет подлинную картину нашей жизни.

В июне М. Шемякин, выступая по каналу «Культура» сказал, что не надо осуждать, свойственный петербуржцам, душевный порыв: зачем кто-то вышел на сцену? Что он будет с этого иметь?! Порыв души цены не имеет! Серафим Вырицкий говорил, что наш век – век осуждения: все друг друга будут обвинять. Однако ни разу я не услышала от Абрама Григорье­вича ни одного обвинения ни в чей адрес. Его поступки всегда адекватны, тактичны, дух – мажорен и жизнеутверждающ.

За видимой простотой – тонкая иро­ния, глубокая грусть, интеллигентность. Какой же он интересный, не банальный! Абрам Григорьевич как хорошо настро­енный рояль: на нем все можно сыграть. Его не спутаешь ни с кем. И при любых обстоятельствах ему всегда удобно и хорошо, он всегда спокоен и доброже­лателен.

Долгой жизнью своей, своим вкладом в музыкальную сокровищницу Абрам Григорьевич доказал, что «по истории нельзя ходить как по новой земле». А по музыке – можно!

 

г. Санкт-Петербург

 

( вернуться к содержанию номера )