|
Григорий ЕЛИНЕР
Михаил Любарский
Наш город хранит много разных тайн. Содержание одних вызывает глубокие философские раздумья, другие несут на себе отпечаток смешных и забавных приключений, третьи трагичны и даже трагикомичны, четвертые и пятые составляют легенды и мифы нашего города. Все эти истории характеризуют время, в которое они или в чьей-то фантазии родились, или произошли на самом деле, а уж потом обросли украшающими их подробностями. Сложная судьба города отражается и на судьбе произведений искусств как создаваемых в нем, так и приобретенных за границей. Некоторые из историй впоследствии срастаются с тайнами и городскими легендами, образуя сложный конгломерат, который почти всегда отражает традиции и обычаи народа и уж наверняка особенности его характера, то, что сейчас называют частенько ментальностью. До революции произведения искусств, в основном, везли из разных стран в быстро богатеющую петровскую и послепетровскую Россию. В советское время, несмотря на относительную закрытость советского общества, так называемые деловые люди, в основном, пытались разными путями вывозить ценности из России. В особенности много было вывезено древнерусской живописи - икон. Сейчас же произведения идут в обратном направлении. Их везут из-за границы в Россию, особенно это относится к картинам русских художников, а также к известным русским мастерам прикладного искусства, на которых появился спрос у наших нуворишей. Огромное количество антиквариата в настоящее время ввозится в Россию и это замечательное явление, которое надо бы приветствовать и поощрять со стороны государства, а не усложнять ввоз произведений искусства все увеличивающимися пошлинами и разного рода поборами. Судьба многих произведений имеет сложную и причудливую историю. О нескольких из таких историй, рассказанных мне Михаил Григорьевичем Любарским - известным судебным экспертом, с которым мне посчастливилось работать (в качестве эксперта произведений искусства), мне хочется поведать читателям «Невского альманаха», журнала тоже с непростой судьбой.
Три истории
История первая
Ее можно назвать «От помойного ведра до Эрмитажа». Революция измяла многие судьбы, кого-то она возвела из грязи в так называемые «князья», многих действительно возвысила, раскрыв их таланты, а кого-то из князей заставила спасаться бегством, переместила путем уплотнения в подвалы. Социалистическая революция изменила образ не только России, но и Мира в целом. Она привнесла в мир как положительные, так и отрицательные черты. Ветер революций перемешал не только сословия, не только судьбы владельцев произведений искусства, но и сами произведения искусства, ценность которых всегда падает в экстремальных условиях жизни, когда и сама ценность жизни теряется на фоне социальных катаклизмов в виде войн, революции, восстаний, бунтов, погромов, массовых арестов и убийств. В это время нарушаются не только библейские заповеди, но и нивелируются все общечеловеческие ценности. К ним можно отнести искусство, которое должно возвышать человека, повышать уровень его культуры. Какой путь продела картина Ренуара «Купальщица» или «Мадмуазель Анна» до того, как оказалась в качестве крышки, прикрывающей помойное ведро в коммунальной квартире, так, наверно, и останется тайной. Приобрел эту фанерку на Андреевском рынке один из коллекционеров с довольно типичной судьбой. Он был не искусствовед, но человек не равнодушный к искусству, приобретающий от случая к случаю полотна в основном передвижников, стоимость которых приблизительно равнялась в те шестидесятые годы его ежемесячной зарплате. Идя по многолюдному Андреевскому рынку, что находился на Васильевском острове, он заметил подвыпившего гражданина, который как-то неловко предлагал прохожим купить у него завернутую в тряпицу не то картонку, не то фанерку. По-видимому, он это делал давно и безуспешно. Он промерз, руки его дрожали, а неопрятный вид наоборот отпугивал от него людей, которые сторонились его, словно чумного. Так, что когда коллекционер подошел к нему с просьбой показать, что это он продает, тот оживился и сказал, что отдает картину недорого. «Хватило бы выпить и опохмелиться», – нетерпеливо добавил он и, передав картину, тут же спрятал посиневшие руки в карманы. Осведомившись о происхождении картины, он кроме прямодушной истории о помойном ведре ничего существенного не услышал и приобрел её за бесценок в надежде на то, что, отмыв её обнаружит, какую-нибудь подпись, проливающую свет на авторство картины, хотя особых надежд на удачу он не испытывал. На картине была изображена обнаженная женщина. Общий зеленовато-грязный цвет картины больше производил гнетущее впечатление, чем сулил розовые перспективы. Однако цена, сопряженная с интуицией, дала толчок к новому приобретению и закупив кой-какие продукты он отправился домой. После отмывки картины с его другом-таким же увлеченным коллекционером, стало ясно, что картина может принадлежать кругу французских импрессионистов. Оба склонялись к авторству Ренуара, но уверенности в подлинности картины не было, картина не производила впечатление. Общий зелено- охряный тон картины и особенно тела женщины не создавал радостного впечатления игры света, так характерного для импрессионистов и особенно для Ренуара с его тонким чувством цвета. Удостовериться в подлинности высокого авторства стало необходимо, когда стал вопрос о завещании. Принимал участие в атрибуции картины М.Г. Любарский лично. Было направлено письмо внуку Ренуара, который подтвердил авторство своего деда. В письме он сообщил интересные подробности о создании этой картины. Натурщица, изображённая на картине позировала не только О. Ренуару, но и Э. Мане, К. Моне и другим художникам. Ренуар сразу же по написании этой картины выставил её на очередной выставке импрессионистов, но она получила весьма отрицательные отзывы. Газеты писали, что «выставлено на обозрение, гниющее женское тело в стадии разложения…». Ренуар обиделся и снял картину с выставки и быстро, недорого продал её действительно кому-то из русских, приехавших в Париж. Нашел объяснение и зеленый фон картины. Как сообщал внук Ренуара, писалась обнаженная натура на пленере, в маленьком садике около дома Ренуара, в окружении листвы, и оттого тело мадмуазель Анны и приобрело зеленоватые оттенки. Все эти сведенья легли в основу произведённой экспертизы, удостоверяющей подлинность картины, её принадлежность кисти О. Ренуара. В последующем картина была продана Эрмитажу, за максимальную по тому времени цену, которую мог выделить Эрмитаж (десятки тысяч рублей), несравнимую с нынешней ценой на произведения импрессионистов такого уровня как Ренуар (десятки миллионов долларов). В конечном итоге полученная от Эрмитажа сумма была разделена между дочерьми коллекционера и его другом, который тоже был включён в завещание. Такова судьба картины «Мадмуазель Анна» Огюста Ренуара, протянувшаяся от помойного ведра в коммунальной квартире, перешедшая через руки пьяницы в дом коллекционера и, в конечном итоге, оказавшаяся в одном из лучших музеев мира, каким, безусловно, является Эрмитаж.
История вторая
Скульптор Юрий Кириллович был коллекционер со стажем. В его большой мастерской картины, висели, стояли, ле- жали в коробках… Он собирал живопись вне какого-либо определённого интереса. Он считал, что чем больше собрать картин, тем ценней будет его коллекция. Такого рода коллекционеры больше относятся к разряду собирателей старины, чем действительно являются коллекционерами. Такого рода собиратели считают, что потом, когда будет время, они разберутся, что ценно, что нет, что подлинник, что искусная подделка, а что откровенный «новодел», рассчитанный на простачка- любителя или человека, вкладывающего деньги в произведения искусств и вообще не разбирающегося в живописи. Но обычно до серьезной экспертизы так дело и не доходит, собиратель боится разочароваться в имеющемся произведении, которое при отрицательной экспертизе сразу обесценивается. Всегда, во все времена на антикварном рынке было много подделок, выполненных с разной степенью достоверности. Сейчас с увеличением спроса и цены на произведения искусств и в особенности живописи арт-рынок наводнён подделками. Однако, каждый любитель старины, собиратель, коллекционер считает, что в его собрании – коллекции таких вещей единицы, а большинство подлинников, хотя в действительности чаще всего у любителей, слабо разбирающихся в искусстве, или вовсе в нём не разбирающихся, оказывается всё наоборот, – подлинников единицы, а большинство подделок. Не исключением бывают и достаточно опытные коллекционеры, которые рассчитывают лишь на собственный вкус и опыт и которые не привлекают достаточно опытных искусствоведов для всесторонней и тщательной экспертизы, принадлежащих им произведений искусства. Хотя и эксперты тоже могут ошибаться, если не могут непосредственно сравнить картину, поступившую на экспертизу, с многочисленными подлинниками, имеющимися в музеях. Даже эксперты солидных музеев неоднократно ошибались и принимали искусно сделанные подделки за подлинники. В книге «Поддельные шедевры» приведено много таких примеров. Юрий Кириллович был из числа любителей. Приобретенная им картина с подписью Ильи Репина вызвала у него восторг. На картине на переднем плане был изображен молодой Шаляпин, который преклонил колени перед молодой обнаженной женщиной, а на заднем плане на диване возлежала борзая. Полотно было чрезвычайно больших размеров около 1200 на 2000 см. Такого размера подделок на тогдашнем антикварном рынке было мало, да и сейчас не много. Сомнений в подлинности у Юрия Кирилловича не было, но цена картины для того времени (70-75 годы) была достаточно велика, и он решил навести справки. Первая экспертиза – почерковедческая, подтвердила руку Ильи Ефимовича Репина, но эксперты из Русского музея и Эрмитажа, работающие внештатными сотрудниками лаборатории судебной экспертизы, высказали сомнения в том, что вряд ли картина написана Репиным, ибо, насколько им известно, Илья Ефимович обнаженную натуру на своих картинах не изображал. Противовес двух экспертиз стал загадкой для экспертов. Была проведена дополнительная экспертиза, которая установила, что задний план действительно принадлежит кисти Репина, именно он изобразил софу и борзую, а вот обнаженную натуру и Шаляпина изобразил неизвестный художник, скорее кто-то из многочисленных учеников Репина. Что заставило выдающегося мастера подписать картину, остаётся неизвестным, вполне может быть, что кто-то заказал такой сюжет, а Илья Ефимович, будучи много раз в жизни стеснён в средствах, не смог отказать заказчику. Но это только предположение. В искусстве не только девятнадцатого века, но и гораздо раньше практиковалась такого рода совместное написание картин. Даже великие мастера эпохи Возрождения использовали такой приём, многие картины написанные удачно их учениками подписывались маэстро или сразу по написании, или, чаще всего, после, как существенных, так и менее существенных доработок мастером. Иногда доработка представляла собой два три мазка, но которые существенно оживляли картину. В девятнадцатом и двадцатом веке такая практика тоже осуществлялась. На картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» медведей изобразил художник Савицкий, а весь окружающий их пейзаж изобразил Шишкин. Они даже вместе подписали картину, ибо идея картины тоже принадлежала К. А. Савицкому. Однако при покупке картины П.М. Третьяков попросил убрать подпись К.А. Савицкого, что и было сделано. Была в России и мастерская, которая выпускала обстановочные картины, при этом небо рисовали одни, деревья другие, речку или озеро третьи, подпись на картине ставилась по названию мастерской. В двадцатом веке совместно писали картины братья Смолины, братья Ткачевы… Это наиболее известные примеры. Описанный нами случай совместного написания картины с И.Е. Репиным публикуется впервые. Конец этой истории также примечателен. Бедный Юрий Кириллович был расстроен, и по совету друзей, решил с картиной немедленно расстаться, благо предложение было достаточно выгодное. Оно заключалось в обмене описанной выше картины с коленопреклонённым Шаляпиным на один из вариантов полотна Архипова «Прачки».
История третья
Наиболее курьезная история приключилась с Юрием Кирилловичем в последние годы его яркой на различные приключения жизни. Будучи скульптором по профессии и весьма общительным человеком он вращался среди тогдашней, так называемой, богемы. Его мастерская была открыта для самых разных людей с самыми разными наклонностями, в том числе, и для всякого рода аферистов, процветающих на ниве собирательства произведений искусств при всяком строе и во все времена. Сам Юрий Кириллович был заядлый спорщик. Так достаточно широко известен его спор с Аникуши-ным. Юрий Кириллович утверждал, что голову Пушкина широко известного Ани-кушинского памятника, установленного на площади Искусств перед Русским музеем, слепил именно он. Так вот однажды Юрий Кириллович приобрёл поясной портрет, изображающий молодую женщину, картина была подписана – Натан Альтман. Сравнение подписей с подлинниками не вызвало сомнения у его друзей, и картина водрузилась на центральное место, среди других авангардных картин первой четверти девятнадцатого века и была долго на виду у многочисленных любителей старины. Нашлось немало желающих выменять её и даже приобрести за достаточно приличную, по тем временам, сумму, но Юрий Кириллович был твёрд и не соблазнялся. Шли годы и картина обрастала историей, в которой, что правда, а что вымысел отличить было уже невозможно. Многие достаточно опытные коллекционеры завидовали владельцу и пытались уговорить его расстаться с картиной на взаимовыгодных условиях. Чем больше было предложений, тем Юрий Кириллович меньше сомневался в подлинности и наконец уверился в ней окончательно. И вот тут-то поступило предложение, от которого он не смог отказаться, оно было выражено в таких деньгах, которые могли решить все его проблемы на все оставшиеся ему годы. И он продал картину. Расставание было не без горьких сожалений, и только, полученная им круглая сумма с большим хвостиком, скрашивала разлуку. Какого же было его удивление, когда буквально через две-три недели, ему привезли картину обратно с требованием вернуть деньги. Произведённая вдали от Родины экспертиза на рентгене показала, что женский портрет был написан поверх изображения Иосифа Виссарионовича Сталина в парадном мундире генералиссимуса, а это наивысшее воинское звание было присвоено уже после того, как именно эту картину в авангардистской манере 20-30 годов мог написать Натан Альтман. И уж точно Натан Альтман, прошедший школу 37 года, не стал бы писать женский портрет поверх портрета Иосифа Виссарионовича. Умер Натан Альтман в возрасте 81 года - в 1970 году, пережив не одну революцию, не одну войну и времена массовых арестов, так что осторожности ему было не занимать. Пришлось Юрию Кирилловичу возвращать деньги. А портрет отправить в ссылку в дальний ящик. Только близкие друзья были осведомлены о судьбе портрета. После смерти Юрия Кирилловича портрет наряду с другими картинами был продан его наследницей, которой досталось вся его коллекция, продан за достаточно мизерную сумму, ибо она вообще не представляла, что она продаёт, как, наверно, не представляли, что покупают у неё «антикварщики». Видимо поясной женский портрет «Альтмана – Сталина» совершит ещё не один виток по мировому арт. рынку, а воображение собирателей сыграет с ним ещё не одну шутку. Санкт-Петербург
( вернуться к содержанию номера )
|