5 (48) 2009
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

 

 

Татьяна БАТУРИНА

 

 

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОЛОДОЙ ПОЭЗИИ

 

 

 

 

  А что это за молодая поэзия?! Вопрос не простой, ибо стихов сейчас пишут великое множество. Выходят авторские книги, выходят сборники, печатаются стихи в журналах и альманахах, появляются в интернете. Не мудрствуя лукаво, - когда говорю «молодая поэзия», - имею ввиду так поименованные издания. Вот передо мною две книги «Молодого Пе-тербурга»(2007 и 2008), изданные в издательстве «Дума» при Петербургском отделении Союза писателей России. Это сборники «молодой прозы» и «молодой поэзии» Они обсуждались, рецензировались. По общему мнению, проза в сборниках добротнее, ярче, чем поэзия. Я и сама писала об этом. Надо однако добавить, что проза не только более основательно связана с обстоятельствами и противоречиями жизни, но и формально традиционнее. Это русский реализм, овладевающий нашей непростой действительностью последних десятилетий.

А если отвлечься от прозы и почитать исключительно стихи?! (Составитель – И.Г.Кравченко) Ведь раздаются и такие голоса, что современная поэзия сильнее прозы. Вероятно, не имеет смысла выявлять, что сильнее, что слабее. Стоит просто посмотреть, какие они, стихи, написанные молодыми или сравнительно молодыми авторами. О чем они?

Естественно, прежде всего - о жизненном пути, который или уже продолжают или только начинают авторы стихов.

Стремясь осмыслить неостановимое движение жизни, Константин Гусев избирает, в общем-то, традиционный образ большой воды. Наступивший «отлив» «обнажает ушедшие размытые годы», но «поток стремится вдаль» - «назад не повернуть - бежит вослед вода». Остается только «поддаться» «слепому движенью». Это настроение подчиненности непреодолимому, ощущение, что «подгоняют мгновения в спину», что свобода только иллюзия - одно из распространенных в молодой поэзии.

В стихах Натальи Пискуновой возникает достаточно отвлеченный образ пути, который совершает сердце. Конкретного чувства в стихах не ощущаешь. Это лишь «небрежные эскизы» и ощущение, что «наутро снова в путь» и опять осмысление свободы: «быть свободным –это быть ненужным никому».

Николай Аксентьев плывет над землей, «будто Ноев ковчег», и «свой путь узнает по звездам и только по звездам»

У других, как например у Алексея Про-хоренкова, путь, неостановимое движение, - это завершаемое течение жизни, «навечно», в подземное царство, хотя Ха-рон вполне современен, он в виде бизнесмена, не на лодке, а на яхте. И снова осмысление конечности жизненного пути у Елены Качаровской. «Я» исчезает в дыре звездной империи. «Я – разновидность аренд тонкой материи. Звуком, квадратом, песком, чем же я стану потом?»

У Надежды Сарсадской говорится «об извечной тяге к дороге»,«о тяге к дороге, чтобы вернуть уходящую зиму».

Денис Балин ощущает путь как «Движение по кругу. Духота. Мой Млечный Путь из бегства и сомненья».

Во всех приведенных стихах восприятие жизни как пути молодыми авторами свидетельствует о повсеместной отвлеченности, об отсутствии глубокой внедрен-ности поэтической мысли в повседневность, в житейские боли и заботы. О некоем абстрактном витании то ли над землей, то ли в Млечном Пути или еще где-то в космосе. Очевидно, это произрастает на глубинном чувстве неудовлетворенности окружающей жизнью и своим обитанием в ней. Потому и попытки всё-таки вырваться из вихрей отвлеченности порой тоже далеки от нашей действительности. Скажем, в стихотворении «До чего же пронырливы эти японцы» говорится о том, что они ловят рыбу с помощью бакланов, «приспособив удавку баклану на шею», чтобы баклан не сжирал рыбу. И Виталий Нестеренко говорит о себе: «Но себя я сравнил бы, скорее, с бакланом, тянут, водят на привязи вышние силы. Я пишу в положеньи почти бездыханном, с расцарапанной глоткой, испачканный илом». При всей удаленности от русской действительности, образ всё-таки создан. Ярким всплеском звучит окончание стихотворения Алексея Лебедева о беседе земного человека с пришельцем:

Глянь-ка лучше на березу эту – Молнию в серебряной тельняшке. Здесь природы непомерна роскошь, Вот как, межпланетный мой дружище, Сколько есть в глубинке Новгородской, Что во всей галактике не сыщешь!

Патриотическое чувство делает стихотворение актом настоящей поэзии. Живое восприятие пройденного пути и в стихотворении Екатерины Дедух: у неё есть своя собственная точка зрения на совершающееся. «Жизнь проходит не мимо, Жизнь проходит не рядом, Жизнь проходит насквозь, Как проходит стрела. Так порой нестерпимо, Но мы этому рады… Мы живем за стеклом, Но не видим стекла».

Попытки осмыслить прошлое у молодых встречаются редко. Память делает исключение блокаде, это память «третьего поколения», «блокадного сна», из которого невозможно выйти (Валерия Морозова).

В названных выше стихах появляется ощущение поэтической жизни там, где пишущий извлекает некую, из собственного опыта, постигнутую конкретность. Иной раз она становится основой развернутого образа-метафоры.

Валерия Морозова «плывет» «по книжным развалам» в букинистическом магазине. Все образы почерпнуты из этого мира и подчинены желанию раскрыть возвышающую роль книги на жизненном пути человека. Книги представляются ей подобными птицам, отсюда и образ страниц-крыльев, которые «легко поднимают людей». Отсюда и призыв автора: «Ищите поющую книгу! Я тоже такую ищу». В стихотворении «Под крышей» - чердак, где собраны «вещи извечные», - сравнивается с книгой. «Так приоткрытую книжку вверх переплетом кладут». Складывая здесь что-то свое, автор «в летопись прежних семей добавляет пару страниц» о себе. Сравнение чердака, где свалена памятная рухлядь прошлых лет, с приоткрытой книгой, положенной вверх переплетом, - образ, почерпнутый не только из личного опыта, но также из опыта многих людей, кладущих так, вверх переплетом, книгу на заинтересовавшем месте.

Жизнь в её повседневной конкретности, отражающей внутреннее движение личности, обнаруживаем в стихотворении Полины Штурбиной.

 

Снежинки колко сыплются за ворот

И тают, словно миги бытия.

В огнях вечерних утопает город,

А где восторг? Старею, что ли, я?

Давным-давно казалась мне нарядной

Светящаяся надпись «Гастроном»

С витриной, где в избушке шоколадной

На торте жил да был весёлый гном.

Бывало, я тянула мать за пояс

И умоляла на вокзал зайти –

Смотреть табло:

«Такой-то скорый поезд

С такого-то отправится пути…»

А нынче надоевшая реклама

Сверкает и слепит со всех сторон.

Настырно, деловито и упрямо

Заполоняет улицы неон.

Приду домой – и лучше нет подарка,

И обстановки праздничнее нет,

Чем в тёмной кухне огонёк огарка,

Когда внезапно отключают свет!

 

Молодые авторы, естественно, пишут о любви. Что удивительно, пишут чаще отвлеченно, не вглядываясь в личность отдельного человека. Возникает «с небрежностью эскиза в сердце новая любовь». «Пригубив её чуть-чуть» и «наутро снова в путь». Наталья Пискунова высказывает общие, но довольно точные наблюдения над проявлениями чувств в нынешнее время. «Быть единственной? – Смешно! Архаично и не модно. Ты свободен, я свободна, быть счастливым - не грешно». А «правда с привкусом полыни» - «быть свободным – это быть не нужным никому».

Часто говорится одновременно о любви и о смерти. «Поклянись, что умру у тебя на руках, Обещай, что хотя бы у ног Умещусь, обращусь в попираемый прах, Уроню заключительный вздох». (Виталий Не-стеренко). И у этого же автора удивительно точное воспроизведение мгновенного всплеска чувства:

 

Свет я видел. Взяла с этажерки

Книжку. Мельком, на миг, в доли мига

Засветились и

Тихо померкли

То ли руки её, то ли книга.

 

А порой любовь выражается просто и очень традиционно. «Зову тебя прекрасную, простую, В свои, тобой необжитые сны» (Григорий Хубулава).

Не могу не отметить стихотворение Анастасии Дмитриевой, удивившей меня своей человеческой мудростью, - о любви двух очень старых людей. В холодный осенний «дождь со снегом вперемешку» «два старика везут свою тележку, наверно, с очень нужным барахлом».

 

От тяжести друг друга сберегая,

По жидкой грязи мелко семеня,

Не жалясь на судьбу, а лишь вздыхая,

Проходят мимо молодой меня.

На лицах сморщенных накоплена усталость,

Помноженная на длину пути.

Послушай, небо, если я состарюсь,

Позволь такую же тележку довезти.

 

В стихотворении, конечно, есть неточности (просторечие «не жалясь на судьбу», выражение «на лицах сморщенных накоплена усталость»…), приблизительно выражена и главная мысль: очевидно, дело не только в тележке. И надо бы просто заменить слова «такую же» на слово «также», включив, конечно, его в размер стихотворения. Но образ двоих стариков выразителен и побуждает читателя осознать эту главную мысль.

Денис Балин видит в любви спасение от сложностей, от бесперспективности жизни. «Ты никогда не знаешь, что нас ждет, Так, может, жить нам надо друг для друга?» А Наталья Пискунова свои лирические переживания передает через образы Сольвейг и Пер Гюнта.

Перечитайте приведенные выше стихи и отрывки из стихов. Я думаю, вас охватит странное чувство: а где же присущая молодости яркость переживаний, этакая бесшабашная разудалость. Где всё это? Да, крепко ударило время по человеческой личности, если даже молодость приглушило, придавило, набросив на её лик покров безнадежной грусти. Никак не скажешь, что эта поэзия не отражает жизни. Отражает. Но внутренних потоков поиска, неожиданных радостей и обретений не чувствуется. Неужели на все вопросы недоумевающей души один ответ – «Духота. Движение по кругу»?

Что же есть в этих стихах и почему мы говорим, что это всё-таки поэзия? Ведь одного факта, что стихи отражают жизнь, мало для того, чтобы слова, выстроенные в строки, превратились в поэзию. С чего она всё-таки начинается? Посмотришь в справочники, там речь идет о ритме, размерах, рифме, о поэтических жанрах. Говорится, что «поэзия - словесное художественное творчество» и т.д. Принято считать, что нет поэзии без вдохновения. А «вдохновение,- по мнению Пушкина,-есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует к объяснению оных». В этом определении, думаю, особенно важно: «расположение души к живейшему принятию впечатлений» Мне кажется, поэзия возникает из искры, вспыхивающей при ударе души поэта о действительность. А что рождается из этой искры, зависит прежде всего от личности поэта. Сильное чувство, настроение, яркая подробность, неповторимое впечатление, вспышка мысли, т.е. нечто впечатляющее, необычное, выражающее индивидуальность поэта.

Выше названные мною стихи, как, может быть, и оставленные – случайно - без внимания выразили настроения молодой души, трудные, мучительные, для кого-то, возможно, и губительные. И задача поэта, как мне кажется, найти нечто, подобное маяку, для неокрепшей души. Разве это не достойное направление для вдохновения?

СПб     

 

 

( вернуться к содержанию номера )