|
Олег СВЕТЛОВ
Идеалы добра и справедливости
Альберт Серафимович Чаркин – народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, ректор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Председатель правления Санкт-Петербургского Союза художников. Его имя широко известно истинным ценителям искусства как в нашей стране, так и за рубежом. И, безусловно, уже сейчас с уверенностью можно сказать, что имя мастера по праву вошло в золотой фонд отечественного искусства.
Как рождается в человеке художник? Происходит это внезапно, сразу или постепенно? Быть может, в результате тяжёлых испытаний и поворотов судьбы, заставивших по-другому взглянуть на жизнь, или это происходит тогда, когда человек просто не может больше жить без творчества, без искусства, без этого мощного энергетического взрыва, который происходит в его душе и которым он щедро делится с нами? И здесь очень важно, что же он несёт в себе: духовность, чистоту, правду, красоту или это разрушительный, грубый поток псевдоискусства? На этот вопрос как нельзя лучше отвечает сам А.С. Чаркин: “Искусство – это не только высокая техника, умение мыслить и чувствовать, это выражение идеалов добра и справедливости. Главное – сохранить в душе своей храм искусства, где нет места лжи и лицемерию, где живёт любовь – любовь ко всему сущему, любовь к Родине, ибо без любви и помыслов высоких от сердца к сердцу путей нет. А основные качества произведений, которые надо видеть и ценить – это простота, естественность, искренность”. В этих словах мастера заключается главный принцип и основа основ всего творческого процесса. Альберт Чаркин родился 16 декабря 1937 года в г. Белеве Тульской области. О своём детстве, родителях – Серафиме Алексеевиче и Нине Николаевне – он всегда вспоминает с теплотой, нежностью и любовью. Отец – человек образованный, многосторонне одарённый, настоящий труженик, всю свою жизнь отдавший служению Родине, прививал своим детям чистую и бескорыстную любовь ко всему живому; к людям, к природе, к родной земле. Кроме того, будучи человеком творческим (а отец учился в Киевской консерватории, прекрасно владел игрой на струнных инструментах и пел), он научил своих двух сыновей и дочь любить и понимать красоту, привил творческое мировосприятие и мироощущение, что в дальнейшем сыграло значительную роль в жизни каждого из них. Мама всегда была олицетворением доброты, нежности, заботы и любви, хранительницей очага и того самого настоящего ощущения дома, родного и незабываемого никогда. Годы шли. Все было хорошо, были какие-то планы, надежды, мечты, будущее казалось радостным и светлым. Но грянула война. Страх, отчаяние, неизвестность, голод не обошли и семью Чаркиных. Вместе с заводом, на котором работал отец, они переезжают в Казахстан, в Семипалатинск. И только в 1943 г. семья возвращается из эвакуации в г. Сумы, где отец восстанавливает и налаживает работу местного завода. Вскоре, будучи ценным и редким специалистом, он получает предложение переехать в г. Лубны, где и работает главным инженером долгие годы. Именно в Лубнах А.Чаркин получил первые профессиональные уроки прекрасного. В те годы при местном Доме культуры была организована художественная студия, которую с интересом стал посещать и Альберт. Несмотря на трудные голодные времена, в Доме культуры регулярно проводились отчётные выставки творческих работ учащихся. Ребята изучали основы изобразительного искусства, историю и жизнеописания известных мастеров, занимались живописью, писали с натуры и по памяти, обсуждали достигнутое и решали проблемы композиции, трактовки образа и рисунка в целом. Наверное, эти занятия и общение с первым, очень талантливым и чутким педагогом Василием Ивановичем Семенютой заронили в душу и сердце будущего мастера искру негаснущего творческого горения, которое продолжается всю жизнь. Время неумолимо двигалось вперёд. Наступил 1956 год. А. Чаркина призывают на военную службу. Служил он на флоте, в Севастополе, долгих четыре года. Но именно тогда выбрал ту самую главную дорогу, тот путь, с которого не сворачивал и не сойдет никогда. Путь в искусство, путь к свету, добру и вечной красоте. Именно вечной, ибо всё то, что создал и ещё создаст мастер, является высочайшими образцами истинно реалистического искусства, которое несёт в себе извечное, настоящее восприятие мироздания. С самого начала своего творческого пути для Альберта Чаркина искусство неотъемлемо от внутреннего состояния души, от чистых помыслов и чувств. Каждое произведение рождается прежде всего в душе и сердце скульптора, оно наполнено его мироощущением, оно выстрадано и только затем воплощается и обретает материальную форму. Но вернёмся назад, в 1960 год. Служба в армии закончилась. Именно тогда А. Чаркиным был сделан окончательный выбор. Он успешно сдаёт вступительные экзамены в Академию художеств им. И.Е. Репина и поступает на факультет скульптуры. О годах студенчества, своих педагогах – В.Б. Пинчуке, М.А. Керзине, М.К. Аникушине – художник всегда вспоминает с ностальгией и благодарностью. Хотя, безусловно, были и творческие муки, и сомнения, и жизненные трудности, и бытовая неустроенность. Ведь, пройдя нелёгкий путь становления, сильная личность, сильный человек только закаляется и преодолевает всё, находя и осознавая в жизни самое главное. Учась на пятом курсе, Альберт Чаркин начал продумывать тему будущего диплома. “За долю народную” – так ёмко и лаконично была названа дипломная работа. А.Чаркин избрал очень сложный собирательный образ человека, прошедшего через множества испытаний, лишений, страданий, но не потерявшего веру в лучшее, в светлое и готового пойти на смерть за идеалы добра и справедливости. В тяжелой поступи медленно выступающего вперёд человека, закованного в кандалы, одетого в рубище, в выражении его напряжённого, усталого, измождённого лица, устремлённых навстречу любым испытаниям глаз, воплощены глубокие мысли скульптора о могучем несгибаемом духе свободного человека, о гуманизме, о любви, о поиске счастья и истины. В работе исключительно передан ритм поступательного движения могучей фигуры. Этот ритм создаёт ощущение нарастающего движения, нарастающей внутренней и физической силы не сломленного и не поверженного героя.
( продолжение читайте в журнале )
( вернуться к содержанию номера )
|