Илья
ШОРОХОВ родился в солнечном Нижнем Тагиле в 1988 году. Тогда же переселился
и обосновался в дождливом Петербурге. В свободное от стихов время учится в
театральной академии на улице Моховая, в мастерской чудесного режиссера Г.М. Козлова, играет в спектаклях «Два вечера в веселом доме» по повести Куприна «Яма»
и «Идиот» по роману Достоевского «Идиот». Не пьет и не курит, что для поэта,
согласитесь – редкость. За то очень любит сливочное мороженное. Уже два года
занимается в обществе «Молодой Петербург». Любимые поэты: О. Мандельштам и А. Тарковский, прозаики: Ф. Кафка, М. Пруст, Ф. Достоевский, Т. Манн, Д. Джойс.
* * *
Душа соскальзывает с плеч,
Пренебрегая формой тела,
В котором чувства, мышцы, речь
Недавно были чем-то целым.
Душе спокойно, боль прошла –
Про девять дней глупа примета:
Как мотылёк, размяв крыла,
Она уже стремится к свету.
Душа поёт, ей нужно петь,
Забыв про землю в полной мере,
Где страшною казалась смерть
Сквозь призму глупых суеверий.
* * *
Твой взгляд теперь такой простой,
Движения почти что птичьи –
Ведь птицы дружат со звездой.
Налилась цветом земляничным
На небе ягода-звезда,
На это раз созрев до мая…
А ты сегодня так проста,
Как птица, ягоду срывая.
АБЕЛЬ ГРИМЕР. ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ
Картина карточных домов,
Затянутых туманной тиной,
И, выпав из чужих холстов,
Повсюду зимние седины.
Картинно головы задрав
И театрально убегая,
Застыла труппа восковая
В скульптурной дрёме января.
* * *
Жаль, что смерть как подарок придётся принять,
Заготовленный в мой день рожденья.
И заплачет тогда моя старая мать,
Будет плач тот похожим на пенье.
Мне на светлые сны никогда не везло,
И теперь, сберегая дыханье,
Или в жарком бреду отвыкая от слов,
Я готовлюсь к тупому молчанью.
А когда всё вокруг поплывёт, как река
В первый день своего половодья,
То душа, точно яблоко от черенка,
Оторвётся навеки от плоти.
* * *
Ты начал верить в Бога и приметы?
Ты умираешь, что совсем не ново,
Приобретая качества предмета
И уменьшаясь до размеров слова.
Как ни крестись, но жизнь такая штука –
Законы божьи не чета природе.
И сколько раз по дереву ни стукай –
Тебя положат в гроб и заколотят.
* * *
Поймав в ладони божию коровку,
Ребёнок ей выдумывает пытку.
И мысли скачут в черепной коробке
Как бисеринки, сорванные с нитки.
Жучок, спасаясь, лишь щекочет кожу
Обрывками от крыльев-перепонок;
Но, боже мой, насколько это сложно
Глядеть на небо, как глядит ребенок,
Воспринимая бога априори,
Без скепсиса… но я готов побиться,
Что эти крохотные ручки вскоре
Наткнутся на библейские страницы;
Что эти глазки отразят тревогу
И волчий страх преступника при этом,
Узнав в иконе фоторобот Бога,
Составленный по призрачным приметам
С безумных слов умерших очевидцев;
Что целый мир с простыми чудесами,
Вспорхнув, изчезнет с глаз пугливой птицей,
Помнётся, как журавлик-оригами.
* * *
Как школьник бережно срисовывает букву
(Пока без навыка письма, пока несмело):
Перо противится бумаге, будто
Намокшая одежда – телу, –
Так должен ты в стихах из рифмы и созвучий
Готовить бережно тугую оболочку,
В которой образ гулкий и дремучий
Потом переродится в строчку.
ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА
(лат. Lucius Annaeus Seneca minor) …Современник
Иисуса Христа.
Мы от ударов плачем, точно дети,
И хвастаемся желчью синяков,
А время, вдев в игольное ушко,
Уже вплетает нас в узор столетий.
На нём горит печаль всего, что было
И будет, до последнего греха,
Она страшней библейского стиха,
Красноречивей выстрела в затылок.
Сходя на нет в расцвете лет от пьянства,
Смеёмся мы упорству старика
И, превратившись в тень от мотылька,
На черепках разбитого пространства
Мы не потребуем венок за это.
К чему нам слава иль её мираж,
Ведь наши души выпустят в тираж,
Подав, как белое вино, к сонетам.
Но мы умрём честнее, чем Сенека,
Ведь нам не нужен повод и предлог,
Чтоб затянуть на шее ремешок
И выбить из-под ног остаток века.
* * *
Ночь пришла, черна и молчалива;
Перезревшая луна горит,
Тяготит созвездье, точно слива
С твёрдой горькой косточкой внутри.
И фонарь размазывает ложкой
Липкий свет, похожий на желток;
Перепачканная светом кошка
В темноте вылизывает бок.
В эту ночь по
призрачным, непрочным
Знакам, изчезающим в тени,
Изучаю губы, плечи, точно
Молодой прилежный ученик.
Всё вокруг – намёки, очертанья
Жестов, слов, предметов и картин…
Как легко, поймав твоё дыханье,
Перепутать чувство и инстинкт!
Я слежу, как сдвоенный уродец,
Восьмилапый двухголовый бес,
Точно дикий зверь воспроизводит
Безусловный для него рефлекс,
А потом, сквозь холод липких капель,
Чую, как ужасный механизм
Душу вынимает, точно скальпель
Вырезает мерзкий атавизм,
И душа, уже забыв про робость,
Сквозь окна разинутую пасть
Мчится в рассветающую пропасть,
Чтобы в этой пропасти пропасть.