|
Александр КАНАРЕЙКИН
ДЛЯ ДРУЖБЫ НЕТ НИ СРОКОВ, НИ ГРАНИЦ
Вот уже более 20 лет продолжается наша дружба и переписка с жителями польского городка Свеце на Висле (воеводство Быдгощ). А началась она в апреле 1987 года, когда мы с женой ездили туда поклониться могиле моего старшего брата, погибшего в боях с немецко-фашистскими захватчиками в феврале 1945-го. Ещё в поезде Варшава - Быдгощ мы познакомились с полковником Войска Польского Яном Волощуком, который, узнав цель нашей поездки, обещал нам помочь. Он устроил нас на ночь в гостиницу Быдгоща, а утром навестил и сказал, что сообщил о нас в комитет Польско - Советской дружбы и пригласил меня пройти с ним в этот комитет. Сотрудники комитета, уточнив цель нашего приезда и наши намерения, оперативно организовали наш переезд в город Свеце и обещали всякую поддержку. Из Свеце, который находится не далеко от Быдгоща за нами приехал активист общества дружбы военный моряк запаса Тадеуш Мила-новский. В Свеце он познакомил нас с другим активистом, председателем комиссии братства по оружию Владиславом Костецким, хорошо знавшим русский язык. Потом мы узнали, что Ян Волощук и Владислав Костецкий в начале войны служили в Красной Армии, а в 1943 году, когда создавалось Войско Польское, вступили в него. А совсем недавно Владислав Костецкий в своём письме сообщил, что в 1943 году он участвовал в боях за Ленинград в составе Волховского фронта и просил передать привет всем знакомым ветеранам. Ян Волощук и Владислав Костецкий имеют Советские награды. Тадеуш Мила-новский молодой пенсионер – был моим ровесником.
Эти три человека решили все проблемы нашего пребывания в Свеце и Быдгощи. Мы посетили место того боя, в котором погиб мой брат, даже нашлись жители свидетели того боя. Вместе с офицерами Войска Польского сопровождали нас при посещении кладбища Советских воинов при возложении цветов к братским могилам и памятникам в Свеце, Торуни и Быдгоще. Мы были в гостях у Владислава и Чеславы Костецких, Тадеуша и Гелены Милановских в Све-це, у Яна и Ядвиги Яновны Волощук в Быдгощи, по возвращению нас из Свеце. За пять дней пребывания в Свеце активисты общества дружбы организовали встречи с рабочими местного ЦБК, с ветеранами, комсомольцами и военнослужащими. Всех интересовала жизнь в Советском Союзе и особенно на Крайнем Севере в Арктике, откуда мы приехали в Польшу. Мы в те годы жили и работали на Таймыре в Дудинском морском порту. По наказу родителей наших солдат мы посетили Советскую воинскую часть в городе Торунь. Солдаты и офицеры приняли нас очень хорошо, расспрашивали о жизни в Союзе и на Севере. По возвращению в Дудинку мы отчитались перед ветеранами. А в Польше всех интересовала начавшаяся в Союзе перестройка. Польская «перестройка» уже напугала многих поляков. Мы видели, что многие люди боятся ухудшения отношений России (как они звали весь Советский Союз) и Польши.
На всех встречах мы понимали друг друга и редко пользовались услугами наших гидов -толмачей: Костецкого, Миланов-ского, Волощука. Мы обещали друг другу сохранить нашу дружбу и этой дружбой способствовать вечной памяти всех, кто погиб в боях с врагом, всех кто воевал. Не смотря на произошедшие изменения в отношениях России и Польши, наша дружба сохранилась и помогает сохранить память о Советских воинах, похороненных на Советском Воинском кладбище в г. Свеце. В 2003 г. умер Ян Волощук, из-за тяжёлой болезни редко приходят письма от Тадеуша Милановского, ему уже 78 лет. Все 22 года постоянно приходят письма от Владислава Костецкого, и мы знаем, что каждый год 10 февраля в день освобождения г. Свеце, 23 февраля в день Красной Армии и 9 мая в День Победы к могилам Советских воинов, к памятнику Освободителям Советским воинам, как и в годы дружбы наших стран, наши друзья в г. Свеце принесут живые цветы и зажгут поминальные свечи. Из Дудинки уже пенсионерами мы вернулись в Новосибирск, а осенью 2007 года мы переехали в посёлок Приладожский Ленинградской области, где с 1982 года живёт семья нашей дочери. Везде при любой возможности, через СМИ и печать, по просьбе и поручению польских друзей я рассказываю о своих польских друзьях. Свои впечатления о поездке в Польшу я записал рифмованными строчками и назвал книжечку «Польская тетрадь». Ветераны Войны после чтения этой книжечки благодарят меня. А наша дружба и переписка с Владиславом и Чеславой Костецкими продолжается.
Александр Канарейкин — младший брат солдата, ветеран труда.
Не шёл в атаку я под грохот канонады, Я никого не вынес из огня, Я просто жизнь люблю, и мне при этом надо, Чтоб на земле не стало хуже от меня.
( вернуться к содержанию номера )
|