|
Виктор Кокосов
Серебряный путь памяти
Наконец-то на работу по пропаганде славных страниц истории нашего Отечества выделены деньги. Да ещё на правительственном уровне – совсем недавно премьер М.Е.Фрадков подписал соответствующее постановление. И это совсем не значит, что специально нанятые «дяди» нас будут учить «Родину любить», как поторопились заявить в ряде СМИ некоторые коллеги. Нет! Просто будет исправлена ненормальная ситуация, когда наша молодёжь всё знает про звёздные войны и почти ничего – о битве на Калке, Ледовом побоище, итальянской кампании Суворова. О том, что Синопская – это не водка, а битва, последнее крупное сражение парусного флота, победное для России. И не придётся искать для реализации правительственной программы каких-то там «дядек». В нашей стране достаточно людей, знающих и любящих российскую историю. Я не случайно вспоминаю сегодня события теперь уже далёкого 1999-го. Как видите, не все в тот постдефолтовский год были озабочены восстановлением утраченных капиталов. На собственные скудные средства тысячи людей занимались патриотической работой на благо Родины: в Санкт-Петербурге создавались проекты памятников морякам-героям, перезахоранивались останки знаменитых соотечественников, скончавшихся в эмиграции, сохранялись – пока в рукописях – воспоминания ветеранов Великой Отечественной (обо всём этом – в следующих номерах журнала).
Остатки гречневой каши, прости Господи, мы скормили местным дворнягам. И пока они, повизгивая от удовольствия, уплетали редкое для четвероногих в этих местах угощение, автоколонна готовилась к последнему старту. Именно здесь, под стенами древней Староладожской крепости, начинался последний этап АвтоВече “Серебряное кольцо Александра Невского-1999”. Экипажи заняли свои места – и по шоссе двинулись машины с развевающимися флагами: жёлтым с яркими буквами “КАЧУР” (название фонда – инициатора пробега); бело-сине-красным – российским; пивзавода “Бавария” (одного из спонсоров). На футболках и рубашках пилотов золотом сверкали на ярком июльском солнце значки региональной общественной благотворительной организации “Рождество Христово-2000” – активного участника АвтоВече. Из 1380 километров – такова была общая протяжённость “Серебряного кольца” – нам оставалось пройти только восемьдесят. Ровной серой лентой стелилась под колёсами дорога. Тянуло на воспоминания...
КОМАНДОР И ЕГО КОМАНДА
…Четырнадцать машин, поблёскивая крупными глянцевыми эмблемами “АвтоВече-1999 “Серебряное кольцо Александра Невского”, выстроились на одноимённой площади в Санкт-Петербурге. Пятьдесят шесть участников пробега ждали команды руководителя АвтоВече – президента Ижорского регионального общественного фонда Молодёжных и Военно-исторических программ “КАЧУР” Александра Селезнева (в пути его звали Сан Саныч или просто – командор) двинуться в девятидневный поход по полям и весям Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Толпившиеся поблизости прохожие с любопытством рассматривали эмблемы. Кто-то вспомнил: – Значит, как у Ильфа и Петрова! Автопробегом – по бездорожью и разгильдяйству? – Нет, – серьёзно ответил Селезнёв, – мы хотим ударить автопробегом по бездорожью российской истории. Привлечь внимание к личности выдающегося русского полководца и политика Александра Невского. – А почему ваше кольцо серебряное, а не золотое? – В те времена основным русским драгоценным металлом было серебро. Даже князья носили на шее серебряные гривны. Золотые монеты, конечно, водились, но все они имели иностранное происхождение, что свидетельствуют и археологи. Не случайно, наверное, и настоятель храма Святого Александра Невского в Усть-Ижоре отец Анатолий передал на время похода две иконы с изображением Святого Благоверного Князя,– чтобы оберегали в пути. Кто же вошёл в дружный коллектив? Люди различных возрастов и профессий. “Молодшей” (в шутку мы называли её наш “младший научный сотрудник”) оказалась 12-летняя семиклассница Аня Майорова. Самым возрастным – 67-летний радиоинженер Владимир Борисович Ильин. В команде не было ни одного профессионального историка. Но не в археологическую же экспедицию мы, в конце концов, отправлялись! А для того, чтобы любить и знать прошлое своей Родины, иметь диплом истфака, согласитесь, абсолютно не требуется. Спустя несколько часов мы разбивали свой лагерь в стенах Ивангородской крепости. Всё еще было впереди: интересные встречи и увлекательные экскурсии, неизбежные в дальнем походе накладки и поломки. Первая неприятная неожиданность подстерегала нас в Гдове.
ЧИНОВНИК – НЕ ВСЕГДА ЧИНУШАЗадерживаться в этом старинном, заложенном ещё в 1431 году городе мы не собирались. Рассчитывали осмотреть местный кремль – свидетель нашествий польских и шведских полчищ – и отправиться дальше. Но... микроавтобус наших радистов сломался, и вскоре стало ясно: дальнейшего пути ему не осилить. – Знаешь, – сказал мне Селезнёв, – давай зайдём в местную администрацию. Может, помогут. Другого варианта всё равно нет. Не возвращаться же в Питер, когда до места Ледового побоища осталось каких-то там девяносто километров! Глава администрации Виктор Леонидович Антипов широким жестом распахнул дверь кабинета: – Прошу, коллеги! Да, да, коллеги! У вас – АвтоВече, а у нас – своё вече городов, исторически связанных с именем князя. Поначалу собирались представители малых городов – Гдова, Ижоры, Переяславль-Залесского. Потом подключились и более крупные – Владимир, Псков, Новгород. Машина у вас сломалась? Ничего. Что-нибудь придумаем, в беде не бросим. – Да! Будешь в Кобыльем Городище, обязательно взгляни на памятник, который Селезнёв устанавливал, – сказал мне Антипов, накручивая телефонный диск.– Чем могли, мы помогали: всё-таки родной Гдовский район... А потом сравни его с другим, что в Пскове, на горе Соколиха. Сам увидишь: тот – большой, а этот – с душой. Несмотря на то, что пост главы администрации Виктор Леонидович занимает уже восемь лет, решить нашу проблему ему оказалось не так-то просто. После десятка звонков Антипов наконец принял единоличное решение: – Забирайте нашу машину МЧС. Пользуйтесь ей до Новгорода. Такого, воистину княжеского подарка мы, признаюсь, не ожидали.
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ
Кобылье Городище... Тут же, совсем рядом, – Чудское озеро. Неподалёку располагался Вороний камень, бились дружины Александра Невского и отряды орденских рыцарей. Прохаживаясь вдоль берега озера, мы с бывшим депутатом питерского ЗАКСа Александром Дыбовским и Сан Санычем заспорили, где же располагалось во время побоища русское войско. И вдруг Селезнёв “прервал прения”: – Пойдёмте-ка лучше посмотрим на главное дело моей жизни. Прошли село, миновали местный храм. И тут взору открылся памятник. Вернее, ровная длинная колонна, которую венчал бюст Александра Невского. – Его открыли 29 марта 1992 года в День Воздвижения Креста Господнего, ровно за неделю до 750-летия Ледового побоища,-пояснил Сан Саныч.– Вся работа у нас с единомышленниками – от идеи до воплощения – заняла ровно 38 дней. Причём ни одного государственного рубля потрачено не было. ...В лагерь мы вернулись далеко заполночь. – Между прочим, чтобы установить памятник, я занял в девяносто втором 50 тысяч рублей, – пробормотал, засыпая, Сан Саныч. – Ну, и? – А! До сих пор долги отдаю... ПОД ПЕРЕЗВОН ПРЕЗИДЕНТСКОГО ДАРА
Псков встретил нас... машинами ГИБДД. Нет, колонна АвтоВече правил не нарушала. Просто псковская администрация из уважения к целям и задачам пробега решила устранить на пути “Серебряного кольца” возможные неприятные случайности. С “ветерком” и под мигалками автоколонну препроводили к месту, отведённому под лагерь, – прямиком к подножию горы Соколиха, на которой установлен величественный памятник князю Александру. Осмотрев его, убедился в справедливости слов Антипова: “Тот – большой, а этот – с душой”. Впрочем, более внимательно удалось присмотреться к памятнику только вечером: АвтоВече ждали в храме Святого Благоверного Князя Александра Невского. Несмотря на то, что выстроенный из красного кирпича храм сравнительно молод (по церковным меркам), он прочно вошёл в заповедную историческую часть древнего Пскова. Его сооружение связано с именами Николая II, главнокомандующего войсками гвардии, президента Российской Академии художеств великого князя Владимира Александровича, протопресвитера армии и флота Александра Желобовского. С разрешения настоятеля – отца Олега – мы выставили в храме свои походные иконы. Затем протоиерей Олег показал богатое внутреннее убранство. Познакомил и с бесценным даром Патриарха Алексия II – монументальной работой палехских художников “Житие Александра Невского”, удостоенной Государственной премии России в области литературы и искусства. Невозможно было глядеть без волнения на цикл этого Жития, состоящего из семи и пяти вставок, писанных темперой и золотом. А потом нас пригласили на колокольню. На ней продемонстрировали своё искусство звонари. Причём один из них был в форме Псковской воздушно-десантной дивизии. У колоколов, расположенных здесь, – отдельная история. На главном из них – изображения герба России, Святого Александра Невского. И надпись: “Колокол отлит в Каменске-Уральском товариществом “Пятьков и К°” в лето 1995 от Рождества Христова в честь 775-летия Святого Благоверного Князя Александра Невского и передан в дар Храму града Пскова первым президентом после 1917-го года”: случай, когда глава нашего государства передавал в дар церкви колокола. Под перезвон “ельцинских колоколов” мы отправились к стенам древней псковской твердыни. При взгляде на крутые, в полном смысле слова неприступные стены вспоминались слова безымянного автора “Старшей ливонской рифмованной хроники” (XIII века), посвященные Пскову:
И действительно, в Средние века город ни разу не был взят приступом. Лишь раз – в 1240-м – в него вошёл враг. Да и то – благодаря изменникам-боярам. ( продолжение читайте в журнале )
Санкт-Петербург - Ивангород - Гдов - Кобылье Городище
-
( вернуться к содержанию номера )
|