5 (24) 2005
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Инна СОБАКИНА: ЖИВЁТ ТАКАЯ СЕМЬЯ

 

Инна СОБАКИНА

 

ЖИВЁТ ТАКАЯ СЕМЬЯ

 

Одни любят грозу, другие – проливные дожди. Многим нравится сильный ветер. Но ведь и тихие дожди приносят урожай. Вот и эта семья, как тихий дождь, несёт в себе уверенный заряд природного трудолюбия, порядочности, уважения к старшим, умеет спокойно и без суеты жить и работать.

 

Вот уж правду говорят, что если родился мужик в деревне да вырос в крестьянской семье – он умеет делать всю работу.

В деревне Плоское Пестовского района родился Иван Никифорович Волохов. Рос себе, рос мальчишка. Пришла пора идти в армию. Выполнив гражданский долг, вернулся домой в 1955 году. Но куда же податься? В деревне вроде уж никого не осталось из сверстников, и он поехал в Пестово. Сразу же устроился работать завхозом в 4-ю семилетнюю школу. Отвели ему под жильё маленькую комнатёнку. На плечах гимнастёрка, военная шинель, из скарба – алюминиевая ложка, одна чашка и так называемое блюдо, из которого едят похлёбку. Соорудил себе кое-какую кровать, из старых парт – столик и начал работать. А дел было очень много. С его приходом деревянное двухэтажное здание школы стало меняться. Были починены все двери и парты, выструганы подоконники, и забор вокруг школы он сделал новый. Был молчалив и скромен. Брался за любую работу. Подметал двор, чистил трубы, обкашивал сорняки. Да всего и не перечислишь. Вот в эту-то “благоустроенную” комнатёнку он и привёл себе жену – молоденькую, улыбчивую, с ямочками на щеках Аннушку, которая родом была из Калининской области.

Ну как жить вдвоём на трёх квадратных метрах? Кровать из досок. Матрас набит соломой. Подумали-подумали молодые и решили: надо строить своё жильё. Денег нет, но зато есть любовь, желание жить в своём доме и есть руки, которые могут и умеют всё. Экономили. Все выходные с утра до поздней ночи каждую осень собирали клюкву в болоте, продавали её, создавая “капитал”. Навыки, полученные в детстве, Иван Волохов стал широко использовать. Рано утром и после работы поздно вечером он уходил на заработки. Помогал строить дома, заготовлять лес, ремонтировать печки, мостить дороги, рыть канавы, копать огороды. За пять лет собрали деньги в одну кучку, купили лес, вдвоём пилили его, на себе перетаскивали брёвна к большой дороге. На попутных машинах перевезли лес и начали стройку. Сами окорили деревья, заложили фундамент, положили первые венцы. А потом позвали друзей и знакомых, наняли помощников, и дом был готов. И живут они в нём по сей день на улице имени Преображенского в городе Пестове. Рядом с домом огород, плодовый сад, и ульи с пчёлами, и баня. Слава Богу, жить стало полегче.

А в 1965 году у них родились сыновья, да сразу два: Юрий и Николай. Для того чтобы содержать семью, Иван Никифорович работал очень много. Он стал первоклассным печником. Очень часто его просили:

– Ванюшка, батюшка, пришёл бы, поглядел бы печку – дымит и не греет.

Теперь уж и не сосчитать, сколько печек в деревнях и на улицах Пестова он сложил. Заказы были разные. Одна хозяйка говорила:

– Никифорыч, сладь мне печку на городской манер, чтобы была голландка. Поставь её так, чтоб грела избу со всех сторон.

А в деревнях просили:

– Ванюшка, благословлёной, склади мне печку, да настоящую, чтоб шесток был пошире, горшки куда буду ставить да чугунки. Под печи сделай поглаже, чтобы посуда с едой не опрокидывалась, а протвени с пирогами стояли ровно. Да ещё, уж не забудь, постарайся, сделай в боку печки выемочки этакие, чтобы спички было куда класть да лучину на растопку. А подальше-то, подальше сделай этакую ложбинку, чтобы рукавицы ребячьи сушить. Да само собой, чтобы не дымила, чтобы на печи можно было старые кости согреть.

Иван Никифорович умел и умеет до сих пор всякие печки делать: и голландки, и причудливые камины, и плиту с духовкой, и лежанку, ну и, конечно, королеву новгородской деревни – кормилицу русскую печку.

Круг его занятий и умений с каждым годом становился всё шире. Он и охотник, и рыбак, и пчеловод.

На рынках мёд нынче дорог. А когда Волоховы продают на базаре свой мёд, рядом стоящие продавцы очень недовольны, потому что у Волоховых мёд и качеством лучший, и дешевле. Соседи по прилавку говорят:

– Анна Алексеевна, что так дёшево торгуешь? Портишь нам ведь всё дело.

А она отвечает:

– Хозяин мой, Иван Никифорович, не велел продавать дороже. Сказал мне – не гонись за деньгами. Нечего народ обирать.

Тем временем сынки подросли. Учились неважно. Зато великолепно играли на гитарах. Тянулись к музыке. В ту пору в большой моде были вокально-инструментальные ансамбли. И как-то, встретив меня совершенно случайно в Пестове, Анна Алексеевна, распахнув руки для объятий, сказала:

– Ой, желанная ты моя Васильевна, никак тебя Господь послал. Ребята подросли, нынче 8 классов кончили, учиться не хотят, только на гитарах брякочут да песни орут. Куда бы их и пристроить? Ума не приложим мы с батькой. Может, ты поможешь?

– Анна Алексеевна, раз они уж так тянутся к музыке, привози их ко мне. Может, в музыкальное училище пойдут учиться?

Через некоторое время они вместе с мамой приехали в Новгород. Оба подросточка беленькие, тихие, скромные. Почему-то мне показалось, что они похожи на молодых ягнят. Экзамены в музыкальное училище сдали с большим трудом. По общеобразовательным предметам еле-еле дотянулись до желанной тройки. Но были абсолютный музыкальный слух и желание учиться. Их приняли на отделение народных инструментов. Учились охотно, прилежно и стали делать первые успехи.

 

( продолжение читайте в журнале )

 

( вернуться к содержанию номера )