6 (49) 2009
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

 

 

 

 МОЛОДЁЖЬ И ЧТЕНИЕ КНИГ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Актуальный разговор

 

Алексей ВОРОНЦОВ

 

 

«…Мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет!»

Сергей Капица           

АиФ, 9 сентября 2009 г.           

 

Чтение, книга, библиотека на протяжении всей истории развития обществ привлекали лучшие умы человечества. Все великие люди, особенно писатели, были и великими читателями: Шиллер, Гёте, Пушкин, Тургенев, Толстой, Горький и многие другие. Своим творчеством и подвижничеством они же внесли неповторимый вклад в национальную и мировую культуру, формируя у рядового читателя вкус к чтению и высокую духовность.

В уходящем году мы отметили 210-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Хочу привести эмоциональный эпизод за несколько минут до смерти великого гения, для которого книга и библиотека составляли то, что им двигало духовно, что давало импульс для творчества. Перед смертью Пушкин, глядя на полки, уставленные книгами, прошептал: «Прощайте, прощайте…».

Впрочем, объективности ради напомним, что в истории общественной мысли были и те, кто выступал против чтения для всех. Немецкий философ и поэт Ф. Ницше ничтоже сумняшея утверждал: "То, что каждый смеет учиться читать, портит надолго не только писание, но и мысль". Для Ницше писание и чтение - занятие для избранных, удел сверхчеловека.

Действительность оказалась совсем иной. Взятая в развитии она убедительно демонстрирует: рост численности умеющих читать и писать является влиятельным фактором общественной жизни во всех её проявлениях. Более того. Резкое снижение в последние годы у населения многих стран мира интереса к чтению вызывает серьёзную озабоченность не только в научных кругах, но и в правящих классах. Проблема чтения стала мировой, глобальной проблемой. В первую очередь это относится к неграмотным людям – тем, кто не владеет навыками чтения, письма и счёта.

По данным ЮНЕСКО, более 771 миллиона взрослых жителей планеты не умеют читать, около 100 млн. детей не ходят в школу. Подавляющее большинство неграмотных живут в 35 самых бедных странах мира, но их немало и в развитых капиталистических странах. В США в докладе «Нация в опасности» (1983г.) отмечалось, что неграмотность среди юных составляла 17%. В Японии в 1990-е гг. детей называли «тэрбико» - «дети телевидения». Они просиживали у теле-визора от 3 до 6 часов в сутки. В Англии и Франции социологи также отмечают паде-ние у подростков и молодёжи интереса к чтению.

Английские социологи и экономисты выявили прямую зависимость производительности труда, а значит, и экономической мощи страны от чтения: т.е. кто меньше читает, тот хуже работает. Американский исследователь Д. Козол ещё в 1985 г., приводя цифры о функционально неграмотных американцах, писал: «Негра-мотность берёт тяжелую пошлину с нашей экономики, влияет на нашу политическую систему, и, что ещё более важно, на жизнь неграмотных американцев». Тогда потери из-за неё составили около 237 млрд. долларов. Перечень фактов и конста-таций, отражающих пагубное влияние "кризиса чтения" можно продолжить. Однако гораздо важнее привлечь внимание к тому, что на Западе уже предпринимаются практические шаги для нейтрализации возникающих рисков и выхода из социально опасной ситуации. В Англии сформулирована национальная идея поддержки чтения. Государство для её реализации выделило 180 млн. фунтов стерлингов. Возрастает авторитет книги в семье. 80% английских семей читают книги детям в слух и обсуждают с ними прочитанное. Целенаправленно поставлена работа с библиотекарями: их учат как продвигать книгу, чтение, в разные читательские аудитории, учитывая их интересы. В США проблеме чтения огромное внимание уделяют СМИ, особенно телевидение.

В современной России с каждым годом интерес к чтению падает. Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе читательской (и писательской) культуры.

Доля систематически читающих молодых людей, по данным НИИКСИ СПбГУ, снизилась в России с 48 % (1991 г.) до 28 % (2005 г.). Если в 1991 году 79 % жителей страны прочитывали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта доля составила 63 %. В 1991 году 61 % россиян ежедневно читали газеты, а в 2005 году - только 24 %. Для журналов аналогичные показатели составляли 16 % и 7 % соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80 % семей, теперь – только в 7 %. Этот процесс читательской деградации, - отмечает И. И. Тихомирова, – может стать необратимым.

Даже в интеллигентской среде, судя по выбору художественной и профессиональной литературы для чтения, нередко доминируют невзыскательность и примитивизм.

В российском обществе растёт социальный слой малограмотных, не умеющих читать молодых людей, относящихся, как правило, к девиантным группам, или группам социального риска. По данным МВД РФ, в России более 700 тыс. детей – сирот, 2 млн. подростков неграмотны, а беспризорность такая же, как после войны. Социальные последствия этого явления для общества крайне негативны. Как показывает статистика и социологические исследования, из этой среды, прежде всего, рождаются наркоманы, пьяницы, преступные элементы. Именно малограмотные молодые люди пополняют армию безработных. С каждым годом растёт количество призывников, не умеющих читать и писать, что создает серьёзную угрозу для безопасности России.

По результатам международного исследования PISA 2000 г., в котором приняли участие учащиеся из 32 стран, учащиеся России заняли 27 место. Удовлетворительную грамотность имеют 60% учащихся в развитых странах, в России таковых – 43%. Около 27% учащихся в России имеют неудовлетворительную грамотность, тогда как в Финляндии таких учащихся около 7%, в Японии – 10%, в Корее – 6%. Международное исследования 2002 г. показали печальную картину – российские школьники, утратившие в последние десятилетия интерес к чтению, разучились воспринимать текст. Они оказались на самых последних местах, по сравнению с 1991 г., когда были первыми. Нас далеко обогнали Австрия, Австралия, Великобритания, Канада, Финляндия, Япония и др. Мы оказались в группе стран с уровнем показателей ниже среднего: Испанией, Польшей, Грецией, Латвией, Мексикой, Бразилией.

 

 

 

Напомним, ещё совсем недавно СССР был самой читающей в мире страной. Культурная революция вывела миллионы людей из темноты и невежества и приобщила их к сокровищам как национальной культуры, так и мировой.

Радикальные рыночные реформы и приватизация государственной собственности в 90-х гг. минувшего века вызвали качественные изменения в социально-классовой структуре российского общества, многократно усилили социальное неравенство. Реформам сопутствовали ужасающая дифференциация в доходах населения, рост бедности. По данным института социологических исследований в России свыше 60% населения характеризуется тремя параметрами уровня жизни: «ниже черты бедности», «на грани бедности» и в состоянии «малообеспеченнос-ти». Естественно, что у этой части населения главное – забота о хлебе насущном, и она мало обеспокоена пищей духовной. Неустойчивое финансовое положение большинства семей сокращают возможности приобретения книг, журналов, газет. Наиболее уязвимы в этом отношении дети, подростки, молодёжь.

Разумеется, действуют (и не только в России) и другие факторы. Среди них следует выделить гипертрофированную индустрию развлечений, культ денег, негативное воздействие СМИ, навязывающих потребительские стандарты поведения.

Только наивный человек может полагать, что творящееся в новейшей культурной жизни и СМИ России сегодня – случайно, стихийно, не укладывается в чьи-то планы и программы. Многолетнее бытование на центральных молодёжных каналах и программах калькированных с западного телевидения псевдоинтеллектуальных шоу и передач вроде «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», «Дом-2», «Фабрика звёзд», «Стань супер-моделью» - в ущерб, скажем, анализу концепции социальной политики, оценкам эффективности государства, конкурсам рабочего мастерства, проблемам массовых категорий населения – селян, пенсионеров, жизни науки и искусства преследует только вполне определённые цели.

Для выхода из создавшегося критического положения, чреватого деградацией, требуются неординарные усилия со стороны всех институализированных структур как гражданского общества, так и государства. Совершенно очевидно, что привитие навыков к чтению, как базовой образовательной компетенции, и тем более любви к чтению, как жизненной потребности, в решающей степени зависит от семьи и от школы, составляющих важнейшие социальные институты.

Большой социально-культурный смысл таит в себе вопрос: что читать? На наш взгляд, легковесность и попустительство, которые демонстрируют, отвечая на него, некоторые авторы, недопустимы. Социальная значимость художественной литературы, к примеру, далеко неоднородна. Ценность классической литературы проверена веками. Она никогда не старела и не устареет пока живо человечество.

Уже в девятилетнем возрасте любимым чтением будущего поэта А.С. Пушкина были Плутарх, Илиада и Одиссея Гомера. Поступив в лицей, 12-летний Пушкин поражал своих друзей, наставников и даже недоброжелателей необычайной своей начитанностью, прежде всего по французской литературе. Его любимым писателем был Вольтер, первое издание сочинений которого, кстати, находится в научных библиотеках нашего города.

В сентябре 1904г. в разговоре с Н.Н. Гусевым, Толстой выразил удивление, как могут люди пренебрегать чтением великих писателей и вместо них читать бездарные и глупые книги модных сочинителей. Толстой часто задумывался над тем, что будут читать его правнуки. А на вопрос молодых слушателей Пречистенских курсов для рабочих в Москве: «Что нам читать?» - Великий писатель земли русской ответил: Серьёзно я вам скажу: читайте больше старую литературу, - она не развратит и не засорит наших умов, новая же только сбивает людей с толку».

Вряд ли бульварная литература способствует духовному развитию личности, скорее она ускоряет её духовно-нравственное опустошение. Умение выбрать нужную интересную книгу – тоже непростая задача. Нередко можно встретить и начитанного человека, но отнюдь не культурно-нравственного. Мы вовсе не призываем не читать современных писателей и поэтов. Нельзя огульно относиться ко всему новому в литературе, как российской, так и зарубежной, как к плохому. Появилась целая плеяда современных писателей, способных создавать произведения высокого качества. Но пренебрегать классиками было бы величайшей ошибкой.

Решение назревших проблем чтения в немалой степени зависит от того, насколько тесны и органичны связи образовательной практики и науки. Не всё здесь обстоит так, как хотелось бы. Некоторые исследовательские работы, посвященные «открытому чтению», настолько затеоре-тизированы, что простому учителю сложно в них разобраться. Получается парадоксальная ситуация: учёные-педагоги разрабатывают технологические инструментарии приобщения к чтению школьников, а школы, в массе своей не берут их на вооружение и всё больше отстраняются от приобщения школьников к чтению.

Приёмные комиссии ВУЗов фиксировали слабое знание абитуриентами литературы и нередко вопиющую неграмотность. ЕГЭ по русской литературе «сглаживает» эту проблему, заменяя творческое начало в приобретении знаний натаскиванием учеников к тестам, а затем в вузах «бухгалтерским подсчётом» баллов по тому или иному предмету. Какой уж тут выбор любимой профессии, если некоторые студенты подают заявления в 5-10, а то и более ВУЗов. Можно себе представить, с какими трудностями столкнутся наши филологи, преподаватели русского языка уже в новом учебном!

Конечно, свою долю ответственности несёт и школа, и дело здесь отнюдь не в слабой подготовке педагогических кадров вузов, как считают многие. Пассивность со стороны учителей школ носит не случайный характер. Образовательная политика государства по отношению к школе не всегда демократична. С мнением школы не посчитались при введении ЕГЭ, издание новых словарей, которые вызвали массовое неприятие в учительской среде, также проходило без их участия. Нередко учителя вынуждены выполнять не свойственные для них функции (участие в избирательных комиссиях) и т. д. Оставляет желать лучшего материальное положение. Всё это подавляет подлинно созидательную (а не показушную!) инициативу и порождает социальную апатию.

Семья, школа, библиотека, средние и высшие учебные заведения – именно на эти социальные институты общества прежде всего ложится основная ответственность за приобщение молодого поколения и всех членов общества в целом к письменной культуре, к чтению. Социально значима в частности, деятельность библиотечных учреждений. Сегодня необходимо исходить из того, что проблема чтения вышла за пределы образовательного, культурно-нравственного развития личности. Она стала важнейшей общегосударственной социальной проблемой. Национальная доктрина «Образование Российской Федерации» на период до 2025 года в числе приоритетов государственной политики в области образования и культуры предусматривает решение таких задач, как преодоление духовного кризиса, восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования и культуры; создание основы для устойчивого социокультурного развития. Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений.

Возрождение и развитие массового чтения как одного из социальных и национальных приоритетов будет способствовать решению жизненно важных проблем российского общества, достижению стоящих перед нашей страной стратегических целей. В то же время должно быть ясно, что без коренного улучшения социальных условий и роста качества жизни соотечественников решить проблему "кризиса чтения" невероятно трудно, если вообще это возможно. Необходима эффективная социально ориентированная государственная политика и мощные финансовые вливания в социальную сферу, в т.ч. для поддержки и культивирования чтения. Таково, как нам представляется, непреложное условие продвижения России к информационному обществу, к обществу знания и культуры.

Санкт-Петербург     

 

( вернуться к содержанию номера )