3 (28) 2006
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения



журнал писателей России

Андрей ГРУНТОВСКИЙ: “… это память расплескалась на мои черновики…”

 

Андрей ГРУНТОВСКИЙ

 

“… это память расплескалась на мои черновики…”

 

( о стихах Владимира Морозова )

 

Владимир Морозов. На первый взгляд - какая непрописанность… Набросок к фреске, черновики к искомым гениальным строкам… Второе, за что цепляется глаз – и, наверно от того и не прописано до конца, – детское восприятие. Из стиха в стих:

…Но я – малыш и не ловлю язей,
Они – мои первейшие друзья.


…дядька приколачивает дранку,
Дед с земли командует, а мы
Подаём, и взрослых перебранку
Не вмещают детские умы…


…и муторно детскому взгляду,
и, не понимая причин,
Я плачу (вжимаясь в ограду) –
За всех суетливых мужчин…

Лирика Владимира Морозова, пожалуй, и есть этот пусть скупой и мужской, но плач по России “за всех…”. В этом детском взгляде (и детском плаче) есть несколько пластов: “ведь старый, что малый”. Работу по завершению как бы не прописанного полотна читатель обречён сделать сам:

…среди всех
заброшенных полей
я стою, как в детстве одинок…

Книга Морозова “Поле” открывается запевом малиновки “на погосте”, и горек запев её:

Кто с радостью,
кто с вожделеньем
Вещает о гибели…

Если бы морозовская малиновка (а никакая другая птаха здесь не подходит!) пела где-нибудь в другом месте, то мы увидели бы лишь некую “оптимистическую” лирику, но автор, возможно не осознавая, ставит единственно правильный адрес: “погост”. Хотим мы того или не хотим, но этим вскрывается подсмысл: “Россия на погосте”… но Россия не умерла, пока над ней поёт малиновка! Образ рубцовского ряда… Но вот уже чисто Морозовское: “бросьте”. Именно вот это русское и хлёсткое – бросьте!

Россия жива даже пеньем
Малиновки на погосте.

А между тем образ погребённой России ужесточается (кстати, такой морозовский ход – через запятую, одним предложением длиною в стих…):

…Сгоревшей избою и полем –
Заброшенным,
Даже дорогой –
Заросшей,
И вечным покоем…

Опять характернейший образ России-погоста в народной духовной, рубцовской трактовке. “Покой-погост” (в народном сознании: и в мире, и на кладбище мы лишь гости, ибо впереди – жизнь вечная), покой – никак не смерть: у Бога нет мёртвых, и погост – сосредоточение упокоенного русского народа… – лучшая половина бессмертной Руси.

…И нищенкой самой убогой.

Ряд образов, пожалуй, и затянулся. Ещё немного, и стих превратиться в рассыпающийся набор слов, но…

Россия жива даже кровью,
Впитавшейся в сухость суглинка…

Неожиданно и сильно, что и вытягивает весь ряд: малиновка, погост, изба, поле, дорога, покой, нищенка, кровь, суглинок.

Россия жива даже болью,
Пока ещё дышит…

Кажется, не совсем точно… но образ заработал, морозовская малиновка высвистывает на погосте:

“Глубинка – глубинка – глубинка”.

Если Рубцов видел себя отроком, скачущим по холмам Отчизны (впрочем, рубцовский герой пребывает во всех возрастах), то морозовский образ – это малый ребёнок беззащитный, едва живой, среди заброшенности и тишины:

…Я выживал.
Единственным леченьем
Был этот свет…

Но за этим есть и другое, чем так дорожит автор: некий потаённый истинный взгляд на Россию, доступный лишь взгляду ребёнка:

…пою –
Словно на родительском пороге
Малышом
В придуманном раю…


…Душа России –
белый символ Рая .

Рай земной и в нём же - небесный – истинная Россия, укрытая в детской памяти и уже недоступная нынешнему бытию.

У Владимира Морозова даже случилась целая “Книжка без картинок”, ошибкою попавшая в серию “стихи для детей”. Нет, это, конечно, стихи для взрослых (ну и для детей кое-что), но главное – для взрослых. Более того – для будущего… Ради чего, собственно, и стоит…

Да, непрописанность… неточность, как бы детское непонимание мальчонки, блуждающего по раю, ершистость до хулиганства (безобидного, детского – отнюдь не есенинского)… Но сбереженная чистота… предчувствие Бога, который, где-то рядом, здесь, – в раю, но который неведом… Впрочем, эта “слабость” - сильная сторона поэзии Владимира Морозова. Есть и другая…

Тяжела безысходность, примявшая в 90-е годы и нашу поэзию тоже. Каждый нёс её в меру сил:

Забыта Богом русская страна…
[Нет, нет, неправда!]


А я, как все, надеждою живу…


Отсчитывая годы или дни
До покаянья.
[…даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько]


Душа не воспарит,
а вздрогнет лишь…
[…Мати Божия… на путь покаяния настави мя…]


И я проснусь.
Ведь я ещё малыш…
“Вставай, вставай”, -
из детства скажет мать.

Последнюю книгу Владимира Морозова можно бы было назвать “Пробуждение” или “Покаяние”. Но ни покаяние, ни пробуждение не окончательно ещё, ибо широко поле, как сама Русь… И “жизнь прожить…” Есенинско-рубцовская линия в поэзии Морозова не всегда ясна… К ней шел поэт непросто… и дошел ли? Да и шел ли? – Нет, искал свою тропку. Но русская поэзия упрямо выводила его к рубцовским вехам… Они поставлены посреди поля гением “прошедших здесь крестьянских поколений…” И уклониться от них нам не дано.

 

( вернуться к содержанию номера )