5 (48) 2009
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2009/html/m_left.html on line 217

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2009/html/m_left.html on line 217

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2009/html/m_left.html on line 217

журнал писателей России

 

 

 

Лев КАРОХИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

  ВЫСТАВКА ЭКСЛИБРИСОВ

  

  

В этом году отмечается 75 лет со дня начала работы Книжной лавки писателей. К этой памятной дате подготовлена книга “Книжная лавка писателей. 75 лет”. В неё вошли воспоминания широко известных писателей, поэтов, литературоведов, в частности, — Даниила Гранина, Михаила Дудина, Валерия Попова, Даниила Аля, Ильи Штемлера… Помещены также воспоминания Марины Ивановны Подрядчиковой, которая в течение 42 лет успешно работала директором Книжной лавки писателей. Эти воспоминания иллюстрированы, в частности, ксерокопиями титульных листов сборников стихотворений Анны Ахматовой с её дарственными надписями М. И. Подрядчиковой, которые публикуются впервые.

К 75-летию Книжной лавки писателей в её стенах (Невский проспект, 66) открыта выставка экслибрисов из собрания известного петербургского библиофила и книговеда Дмитрия Владимировича Ек-шурского.

 

  

Экслибрис — это небольшой книжный знак, наклеиваемый на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки, где указана фамилия владельца книги и мир его увлечений. Экслибрис — это латинское слово, в переводе означает “Из книг”. По выражению академика А. А. Сидорова — “экслибрис — это выявление любви и уважения к книге”. История этого памятного знака насчитывает несколько веков, — с начала развития книгопечатания. В современной экслибристике можно встретить как отдельные экслибрисы, так и серии, или сюиты миниатюр, объединенных одной, сквозной темой. В частности, на многих сериях воспроизведены литературные сюжеты, посвященные творчеству выдающихся писателей, например А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, С. А. Есенина, А. А. Блока.

Поэт В. Королюк написал такие строки:

 

Экслибрис тем достойнее сонета,

Что, как сонет,

                             он сложный и простой,

То — память встречи,

                              нежный знак привета,

То — вестник шутки, доброй, удалой.

 

На выставке в Книжной лавке писателей представлены экслибрисы, принадлежащие собирателям материалов о А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. А. Некрасове, С. А. Есенине и других известных поэтов, а также на морскую тематику, выполненные художниками из многих городов России и ближнего зарубежья.

 

  

Среди представленных миниатюр можно отметить работы художника из города Чернигова Василия Фёдоровича Леонен-ко и петербуржца Николая Георгиевича Стрижака. В творчестве Василия Леонен-ко преобладают книжные знаки на литературные темы. Особенно впечатляет его портретная галерея классиков отечественной литературы: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого, Чехова, Шолохова, Ахматовой. Также выделяется Есениниана Леоненко. Сам художник утверждал: “Есенина мне хватит на всю жизнь. Только с возрастом начинаешь проникаться истинностью есенинской поэзии, красоту его образов”.

Нельзя не рассказать подробно о работах нашего земляка Николая Стрижака. Полковник в отставке, искусствовед, член Союза художников, лауреат международных конкурсов (Веймар, 1984, Висбаден, 1987 и Страховицы, 1990), Стрижак неоднократно устраивал выставки своих работ, где экспонировались профильные портреты Пушкина, Есенина, Мейерхольда, В. С. Высоцкого, А. А. Ахматовой, М. К. Аникушина, С. С. Гейченко, Е. В. Образцовой и других видных деятелей отечественной культуры. Николай Георгиевич Стрижак создал серию экслибрисов на литературные сюжеты, основанных на произведениях классиков русской литературы, а также Шиллера, Бокаччио… Он создал серию миниатюр “Мой Ленинград”, “Сказки Шахразады”, “Литература Казахстана на экслибрисе”. Стрижак выполнил персональные экслибрисы для композитора А. Н. Пахмутовой, пианиста С. Рихтера, поэта Е. Евтушенко, скульптора М. Аникуши-на, певицы А. Баяновой. Активно работал художник над экслибрисами на мотивы произведений Сергея Есенина. Всего им созданы свыше 30 есенинских миниатюр. Свой первый экслибрис на есенинскую тематику Н. Г. Стрижак выполнил ещё в 1963 году. Через восемь лет были созданы экслибрисы для А. Певнева и Ю. Васильева, которые экспонируются на выставке в Книжной лавке писателей. Следует отметить, что впервые в истории экслибристики Н. Г. Стрижак обратился к теме “Сергей Есенин и Айседора Дункан”. В одном из книжных знаков воспроизведена скульптура С. Т. Конёнкова “А. Дункан”, выполненная из дерева.

К 95-летию со дня рождения С. А. Есенина Стрижак выполнил серию миниатюр (12 экслибрисов). В основу своих работ он взял произведения Есенина: “Чёрный человек” (экслибрис для доктора филологии Э. Б. Мекша, Латвия); “Мы теперь уходим понемногу…” (для доктора сельскохозяйственных наук Г. В. Стадницкого); “В Хоро-сане есть такие двери” (для библиофила из г. Вязьма П. Н. Пропалова); “Сукин сын” (для педагога из Мурманской области В. Е. Кузнецовой) и другие. Все двенадцать экслибрисов выполнены в оригинальной графической технике под названием “конгрев”.

В наше время книжные графические миниатюры (экслибрисы), к сожалению, не пользуются таким успехом, как в 1970-е – 1980-е годы. Тогда хорошей литературы было значительно меньше, чем сейчас и большинство книголюбов на добытом с огромным трудом драгоценном экземпляре старались запечатлеть своё имя в виде экслибриса. Особенно ценились тематические экслибрисы, посвящённые любимым авторам. Но времена изменились и постепенно мода проходит. Теперь книжные графические миниатюры уже ближе к музейным экспонатам, чем к явлению, распространенному в жизни. Поэтому и становится всё более драгоценным то, что собрано музеями и коллекционерами-библиофилами.

Выставка в Книжной лавке писателей к 75-летию со дня начала её работы призвана возродить интереснейшую традицию создания и собирания замечательных памятных книжных знаков-экслибрисов.

 

  

 

( вернуться к содержанию номера )